Голосуем по-новому
Переход к пропорциональной избирательной системе обусловлен тем, что она способствует становлению реальной многопартийности, ответственности депутатов перед выдвинувшими их партиями. Кроме того, при пропорциональной системе «теряется» меньше голосов избирателей, чем при мажоритарной или смешанной.
Основным достоинством пропорциональной системы является то, что в Государственную Думу проходит, как правило, четыре-шесть партий, в то время как при мажоритарной системе зачастую большинство мандатов получают представители одной партии.
Одним из наиболее значительных изменений стала отмена так называемого «порога явки». До сих пор федеральные парламентские выборы считались состоявшимися, если в них приняли участие не менее 25 процентов избирателей. На сей раз выборы будут признаны состоявшимися вне зависимости от процента проголосовавших на них граждан, даже если в день голосования на избирательный участок придет только один человек.
Отмена порога явки обосновывается тем, что в большинстве стран, в том числе демократических, минимальной явки вообще не существует. Кроме того, при наличии порога при недостаточном количестве избирателей, пришедших на выборы, их голоса фактически аннулируются, что, по мнению инициаторов поправок, также нарушает избирательные права электорально активных граждан.
Ещё одно новшество: отсутствие в избирательном бюллетене графы «против всех». Впрочем, в абсолютном большинстве демократических государств такая графа также отсутствует.
Введены ограничения на использование телевидения в качестве средства контрпропаганды. Так, политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное ей для размещения агитационных материалов, в целях:
1) распространения призывов голосовать против федерального списка кандидатов (федеральных списков кандидатов);
2) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной федеральный список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов, тот или иной кандидат (те или иные кандидаты), включенный (включенные) в федеральный список кандидатов, будет избран (будут избраны);
3) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), включенном (включенных) в федеральный список кандидатов, в сочетании с негативными комментариями;
4) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам), включенному (включенным) в федеральный список кандидатов.
Таким образом, использование эфирного времени на телевидении для ведения контрагитации не допускается.
По сравнению с выборами 2003 года усилены меры ответственности кандидатов и избирательных объединений за нарушение законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Кроме того, кандидатом на выборах не может стать гражданин с неснятой или непогашенной на день выборов судимостью за преступления экстремистской направленности, а также совершивший тяжкие и особо тяжкие преступления.
Указанные изменения в федеральном избирательном законодательстве направлены на укрепление демократичности и безопасности свободного волеизъявления избирателей на выборах депутатов Государственной Думы.
Дата: 25.10.2007 20:22