СТОП НАРКОТИКАМ
СТОП АБОРТ
Регистрация на Люберецком портале
Личные данные
19 Сo
пасмурно
Ощущается как 19 Сo
Ветер: 5.24 м/с [150]
Давление: 1010 мм рт. ст.
USD ⬇93,00₽ ⬆93,40₽
EUR ⬇101,00₽ ⬆101,25₽
Портал города Люберцы: новости, форум, работа
Новые сообщения на форуме города Люберцы

Проблемы и пути решения занятости молодежи в Московской области

Проблемы и пути решения занятости молодежи в Московской области В Московской области численность молодежи в возрасте 14-30 лет составляет около 1,5 млн. человек или почти четверть всего населения региона. По данным мониторинга, проведенного Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области, молодежь составляет около 16% от численности занятых в организациях области.

Доля работающих в возрасте 50 лет и старше, почти в 2,5 раза больше. Средний возраст занятых в промыш-ленности составляет 47-55 лет, рабочих с высокой квалификацией еще выше.

Ситуация осложняется неблагоприятной демографической ситуацией. Численность молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, сокращается. А молодежь является основным источником пополнения трудовых ресурсов.

В то же время более трети всех граждан, обращающихся в областную службу занятости за содействием в трудоустройстве, составляет молодежь в возрасте 16-29 лет. Из числа безработной молодежи 27% составляют выпускники учебных заведений. При этом по результатам проведенного Главным управлением по труду и социальным вопросам и Министерством образования в 2005 году мониторинга трудоустройства и закрепления в организациях Московской области выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования из 15,2 тысяч выпускников по специальности трудоустроились 55%, что соответствует среднему общероссийскому показателю. Показатели трудоустройства и закрепления выпускников по полученным специальностям варьируются от 0% (ПТУ №№42, 44, 63, 78, 84, 92) до 99% в ПТУ №22 (г.Сергиев Посад); призваны в Вооруженные силы 16%; продолжили учебу в высших учебных заведениях 11%; свободно трудоустроились 18%.

По итогам проведенного в организациях Московской области мониторинга общая потребность в рабочей силе в 2005 году составила 62,0 тыс. человек, причем основной спрос приходится на профессии начального профессионального образования – 54,7%, 10,2% - среднего профессионального образования, 5,4% - высшего профессионального образования, 29,7% - на работников неквалифицированного труда.

Суммарно, за счет подготовки кадров в учебных заведениях и приема на работу выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования, организации восполняют кадровый дефицит всего на 5,4%, внутрифирменной подготовки – 8,4%, остальное приходится на привлечение рабочей силы – 84,4%, в т.ч. по направлению службы занятости.

Анализ итогов мониторингов позволяет сделать определенные выводы о сложившейся на рынке труда Московской области ситуации. С одной стороны: значительное число руководителей организаций на сегодняшний день в лучшем случае только начали понимать важность той роли, которую может играть в их бизнесе высокая квалификация рабочих кадров; производство сегодня живет под влиянием сиюминутных потребностей, и, несмотря на недостаток в рабочих кадрах, руководители предприятий все еще ориентированы на поиск готовых специалистов, в том числе из других стран и регионов РФ, и не сотрудничают с образовательными учреждениями.

С другой стороны итоги проведенных в Московской области социологических исследований свидетельствуют о низкой мотивации молодых людей к труду. Значительная часть молодежи предпочитает иметь простую, легкую, оставляющую много свободного времени, но высокооплачиваемую работу.

Решению проблемы молодежной занятости Правительство Московской области уделяет приоритетное значение. Сегодня одним из самых важных направлений работы по профилактике молодежной безработицы, по привлечению молодежи на производство, что особенно актуально при сложившейся демографической ситуации, является проведение профориентационной работы с молодежью.

В 2005 году совместно с Министерством образования, Комитетом по делам молодежи Московской области, Управлением федеральной государственной службы занятости населения по Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований реализован комплекс мероприятий по организации профориентационной работы с молодежью. В 2006-2008 годах работа с молодежью будет продолжена в рамках утвержденного областным Координационным советом по кадровому обеспечению организаций Московской области Плана мероприятий по организации профориентационной работы с молодежью.

В соответствии с этим Планом в апреле текущего года Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области проведены: научно-практическая конференция «Персонал предприятия – объект инвестирования в человеческий капитал» с участием представителей высших образовательных учреждений, центральных исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления муниципальных образований, работодателей; областной конкурс среди организаций Московской области «На лучшую организацию внутрифирменной подготовки рабочих кадров»; совместно с Министерством образования Московской области в марте-апреле 2006 года проведен пропуск образовательных учреждений начального профессионального образования Московской области по формированию набора на обучение на 2006/2007 учебный год по заявкам организаций на основе заключения договоров социального партнерства. Формируется перечень предприятий, участвующих в подготовке кадров на договорной основе с профтехучилищами. Это позволяет повысить эффективность обучения и трудоустройства выпускников на конкретном предприятии; в целях распространения положительной практики организаций Московской области в проведении профориентационной работы с молодежью Главным управлением подготовлены и направлены в муниципальные образования соответствующие рекомендации; в целях повышения престижа труда, привлечения молодежи на производство в рамках областного Праздника труда центральными исполнительными органами государственной власти Московской области с участием Управления федеральной государственной службы занятости населения по Московской области, объединений профсоюзов и работодателей проведены: 39 конкурсов, в которых приняли участие около 35 тыс. человек.

В числе них 10 областных конкурсов профессионального мастерства «Лучший по профессии» с участием свыше 18 тыс. человек, областной конкурс «Научно-техническое творчество молодежи – экономике Подмосковья», на который свои проекты представили 81 человек, областные конкурсы среди учащихся учреждений начального профессионального образования Московской области по 22 профессиям (участие приняли 683 человека из 66 профессиональных училищ и лицеев), 62 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, на которых около тысячи работодателей представили 34,5 тыс. вакансий. Направления на работу получил практически каждый шестой из 26,5 тысяч посетителей, 574 организации провели 710 Дней открытых дверей для 47 тыс. школьников и учащихся ПТУ.

Московская областная служба занятости населения в целях содействия занятости молодежи оказывает комплекс бесплатных услуг, в который входят: консультирование по законодательству о труде и занятости; информирование о спросе и предложении рабочей силы на рынке труда Московской области, об услугах, оказываемых службой занятости населения; психологическая поддержка; тестирование профессиональных возможностей (в основном, для тех, кто не имеет профессионального образования); привлечение к участию в программах по социальной адаптации на рынке труда (обучение навыкам активных действий на рынке труда); подбор вариантов подходящей работы, в том числе временного характера; направление на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации; содействие в организации собственного дела.

Для оказания содействия в трудоустройстве молодежи предусматривается осуществление мероприятий активной политики занятости: проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организация общественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (в свободное от учебы время); организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (безработные граждане в возрасте от 16 до 18 лет); организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Это мероприятие должно способствовать приобретению опыта работы молодыми людьми, получившими профессиональное образование.

В период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка из средств федерального бюджета.

В 2005 году в областную службу занятости в целях поиска подходящей работы обратилось 54,9 тыс. человек в возрасте 16-29 лет, что составляет 33,8% от численности всех обратившихся граждан (общая численность молодежи, ищущей работу, с учетом граждан, состоящих на учете на 01.01.2005 г., составила 65,8 тыс. человек). За год нашли работу 34,4 тыс. человек (31,6% от числа всех граждан, нашедших работу); направлено на профессиональное обучение – 5980 человек (57,0% от числа всех направленных на обучение); закончили профессиональное обучение – 5882 человека; получили услуги по профориентации – 50,0 тыс. человек (49,3% от числа всех граждан, получивших услуги по профориентации); 718 молодых граждан были проконсультированы по различным вопросам самозанятости, из них открыли собственное дело 28 граждан в возрасте до 29 лет, на общественных работах было занято 1627 человек в возрасте 16-29 лет, или 31,3% от общего количества участников; безработная молодежь в возрасте от 16 до 18 лет была одним из основных участников (23,1%) мероприятий по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

По состоянию на 1 января 2006 года состояло на учете в качестве безработных 9,5 тысяч человек в возрасте 16-29 лет, что составляет 28,6% от общей численности безработных граждан. Среди них: 893 человека – выпускники общеобразовательных учреждений, которые не имеют профессии (специальности); 335 человек – выпускники учреждений высшего профессионального образования; 792 человек – выпускники учреждений среднего профессионального образования; 499 – выпускники учреждений начального профессионального образования.

Отсутствие у молодежи профессиональных навыков и опыта работы, снижающих конкурентоспособность на рынке труда, может быть компенсировано наличием у них необходимого потенциала для профессионального обучения, быстрой адаптацией к изменяющимся условиям работы. Как следствие почти 60% безработных из числа молодежи трудоустроились в течение четырех месяцев (для других категорий безработных граждан этот показатель ниже – 50%).

В 2005 году на 44-х специализированных ярмарках вакансий и учебных рабочих мест для молодежи, которые посетили 21 тыс. человек, была достигнута договоренность о трудоустройстве 3,4 тыс. человек. Управление приняло участие в 21-ой и 22-ой Международных выставках «Образование и карьера – ХХI век» (3-5 марта, 17-19 ноября 2005 г.), предоставив посетителям сведения о вакансиях областного банка данных, а также возможность получить услуги по профессиональной ориентации.

Работа по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет проводилась в тесном взаимодействии с администрациями муниципальных образований, организациями городов и районов Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 11.04.2005 №231/13 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в Московской области в 2005 году» главам муниципальных образований Московской области рекомендовано «обеспечить организацию временных рабочих мест для молодежи, включая расходы на заработную плату несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет – участникам временных работ».

В большинстве районов и городов области были приняты соответствующие постановления, выделены финансовые средства из местных бюджетов на организацию временных рабочих мест для трудоустройства подростков.

За 2005 год в мероприятиях по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан приняли участие 26962 подростка. Центрами занятости населения было заключено 1504 договора с работодателями.

Основные отрасли экономики, в которых были заняты несовершеннолетние граждане: образование (48%); жилищно-коммунальное хозяйство (17%); промышленность, транспорт, связь (8,2%); наука и культура (8,4%); сельское хозяйство (5%), здравоохранение (4%). Подростки в период временной занятости выполняли работы по благоустройству городов, озеленению территорий, ремонтные работы, ухаживали за мемориалами, памятниками и местами захоронения погибших в Великой Отечественной войне, выполняли сельскохозяйственные работы, подсобные работы в детских учреждениях, учреждениях здравоохранения, оказывали социальную помощь, работали курьерами.

В период летних каникул во временных работах участвовало свыше 18 тыс. подростков, что составляет 68,8% от общей численности участников мероприятий по организации временного трудоустройства несовершен-нолетних граждан. Было организовано временное трудоустройство 585 подростков в лагерях труда и отдыха.

Совместно с Московской областной общественной организацией «Центр молодежных программ «Отечество» в целях патриотического и трудового воспитания организовано временное трудоустройство 750 подростков в поисковых отрядах.

В городах и районах области очень высока потребность несовершеннолетних граждан во временном трудоустройстве в свободное от учебы время. В то же время необходимость обеспечения условий труда несовершеннолетних в соответствии с трудовым законодательством, дополнительные объемы кадровой (оформление срочных трудовых договоров, регистрация в Пенсионном Фонде) и бухгалтерской работы вызывают отказы работодателей от участия в организации временного трудоустройства.

В 2005 году началась реализация мероприятий по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Цель этих мероприятий - повышение конкурентоспособности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования на рынке труда, получение ими необходимых трудовых навыков. В течение года было организовано временное трудоустройство 740 чел. Безработные граждане в возрасте от 18 до 20 лет в период временной занятости получили трудовые навыки по выбранным профессиям. Освоили технологию работы бухгалтера 105 человек, менеджера - 28 человек, повара-кондитера - 26, слесаря - 35, медицинской сестры - 40, токаря-станочника - 21, продавца - 32, оператора - 87 человек. Временное трудоустройство осуществлялось также по специальностям фрезеровщика, электромонтера, сварщика, водителя, плотника, швеи, парикмахера. После окончания периода временной занятости 463 человека остались на занимаемых рабочих местах, перезаключив трудовой договор.

Некоторые организации, ссылаясь на статью 59 Трудового кодекса РФ, определяющую случаи заключения срочных трудовых договоров, отказывались заключать с работниками срочные трудовые договоры, так как имели вакантные постоянные рабочие места.

Препятствием в реализации данного мероприятия являлось также ограничение возраста участников. Большинство юношей 18-19 лет после окончания учебного заведения призываются в армию.

Проблемой в организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, является отсутствие производственной необходимости для создания временных рабочих мест для начинающих специалистов, не имеющих опыта работы. Низкая конкурентоспособность их на рынке труда обусловлена недостатком практических, профессиональных навыков, умений, отсутствием необходимой квалификации. При этом молодые специалисты имеют завышенную самооценку, высокие запросы по размерам заработной платы, низкую мотивацию к труду, что и приводило к отказу работодателя от услуг данной категории граждан.

Несбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда (подготовка учреждениями начального и среднего профессионального образования специалистов по специальностям, не востребованным на местном рынке труда) также вызывает затруднения в трудоустройстве выпускников.

Увеличение до 23 лет предельного возраста безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, и исключение условия «впервые ищущие работу» позволило бы расширить круг участников мероприятия по организации временного трудоустройства.

Организация данного вида временного трудоустройства еще мало известна работодателям. В 2005 году специалистами службы занятости проводилась информационная, разъяснительная и консультативная работа как среди работодателей, так и среди безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Итоги первого года реализации программы показали, что у выпускников появился дополнительный шанс трудоустроиться по специальности, приобрести необходимые профессиональные навыки, адаптироваться в трудовом коллективе.

В целях информирования населения и работодателей об организации мероприятий по содействию занятости молодежи, разработаны наглядная информация (стенды), демонстрационные материалы на компакт-диске о перспективных рынках труда (используются на ярмарках вакансий), тематические информационные буклеты.

Мероприятия по содействию трудоустройству и профессиональному обучению, проводимые органами по вопросам занятости населения, позволяют повысить конкурентоспособность молодежи на рынке труда, приобрести навыки самостоятельного поиска работы, способствуют профилактике правонарушений несовершеннолетних.

По информации Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области и Управления федеральной государственной службы занятости населения по Московской области - plappi

Дата: 15.08.2006 14:34
Комментарии: 0
Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

RSS
Портал города Люберцы © 2003 - 2024 Правовая оговорка
Поможем детскому дому