Проезд в подмосковных поездах подорожал в три раза
В конце минувшей недели Московская железная дорога объединила столицу в одну тарифную зону. На отдельных направлениях цены на билеты по сравнению с декабрем прошлого года выросли на 203,5%.
Нынешнее подорожание – уже четвертое с начала кризиса. Для некоторых граждан плата на проезд в электричках за это время увеличилась более чем в пять раз. Раньше железнодорожники делили Москву на зоны. С минувшей пятницы для столицы действует единый тариф – 26 рублей независимо от количества остановок. Новый тариф должны были ввести еще с 1 января, но задержались в связи с переналадкой компьютеров, поясняет «НИ» представитель Московской железной дороги (МЖД) Елена Бочарова. Пользующиеся электричками сотрудники «НИ» подтверждают: в минувшую пятницу разные кассы работали по разным тарифам. К воскресенью на новый тариф перешли все. От нововведения пострадали жители Подмосковья, которые добирались на электричках до ближайших станций метро. Теперь даже за проезд одной остановки между Москвой и областью им нужно платить тариф по Москве (26 рублей) плюс тариф за одну зону области (16,5 рублей). Таким образом, дорога от Люберец до Выхино или от Химок до Петровско-Разумовского обойдется в 42,5 рубля. До нового года подобная поездка обошлась бы в 14 рублей (тариф за одну зону). Таким образом, билеты подорожали более чем в три раза меньше чем за месяц. «Теперь выгодно ездить далеко, а близко – невыгодно», – говорит Елена Бочарова. Действительно, билеты из дальнего Подмосковья (не граничащих с Москвой зон) до вокзалов подешевели на семь рублей – разницу между стоимостью прежних двух московских зон (33 рубля) и новым единым тарифом (26 рублей). Жителям же ближних к Москве пригородов Бочарова рекомендует «считать свои деньги» и покупать введенные с этого года абонементы только на рабочие дни либо только на выходные. Нынешнее подорожание – уже четвертое с осени 2008 года, когда в России начался кризис. За это время дважды повышалась стоимость проезда одной зоны (с 12 до 14 рублей с 1 января 2009 года и с 14 до 16,5 рубля с 1 января 2010 года). Кроме того, в 2009 году более чем вдвое взлетели цены на проездные билеты (например, от Орехово-Зуево до Москвы-Курской с 1615 рублей до 4410 рублей). Железнодорожники объясняли это уменьшением с 50–70% до 15–30% скидки от стоимости 50 поездок, которая закладывается в цену проездного. К слову, месячный проездной на участке Люберцы–Выхино в конце 2008 года стоил 350 рублей, а теперь подорожал до 1865 рублей, то есть в 5,3 раза. Нынешнее подорожание выходит далеко за рамки утвержденного на этот год Федеральной службой по тарифам РФ повышения на 12%. Закон нарушен, но санкций к МЖД не будет «в силу политических причин», поясняет «НИ» адвокат Георгий Зубовский. В МЖД ссылаются на убытки от пригородных перевозок (4,8 млрд. рублей в 2009 году) и утверждают, что даже при новых ценах не смогут выйти на безубыточность. По словам начальника МЖД Владимира Молдавера, действующие тарифы покрывают себестоимость проезда в среднем на 50%. Причина убытков – не в низких тарифах, а в слабом контроле над расходованием средств, возражает в беседе с «НИ» экономист Михаил Делягин. В последние месяцы на МЖД также подорожали билеты «на выход» – с 19 до 42 рублей (до 96 рублей на Савеловском направлении) и увеличился штраф в поездах «Спутник» – с 24 до 100 рублей. Кроме того, с января нынешнего года отменены льготные проездные, что вынуждает работающих льготников или ежедневно выстаивать очереди за разовым бесплатным билетом, или покупать проездной уже за деньги.