Московская область и Москва пытаются договориться о границах
Но правильно ли это? Быть может, есть смысл откровенно рассказать народу о существующих проблемах и о том, что именно сулит рядовым жителям столицы и Подмосковья то или иное решение? Вероятно, после этого перестанут звучать, по меньшей мере, утопические предложения в духе пресловутого г-на Лебедева о немедленном слиянии Москвы и Московской области. Известный столичный либерал, вооружившись значком депутата Государственной Думы, практически открыто лоббирует интересы московского крупного бизнеса. И, вне всяких сомнений, каждый способный анализировать ситуацию человек прекрасно понимает: речь идет отнюдь не о подъеме уровня жизни подмосковного села и инвестициях в экономику, о чем так вдохновенно рассказывают столичные нувориши. Все гораздо проще: ожиревшие олигархи рвутся на новые просторы, они хотят стать хозяевами нашей земли и наших заводов. Московским капиталам уже тесно в пределах кольцевой дороги.
Что самое ужасное, столичная элита относится к Подмосковью исключительно потребительски. Она не собирается ничего давать, она будет только пользоваться. Нашу землю застроят особняками, заасфальтируют и поставят под каждым коттеджем подземный гараж. Поля для гольфа, аэродромы, конюшни, казино и кегельбаны – таково, по мысли наших особо продвинутых земляков, будущее Подмосковья.
При этом сегодня в Москве, по оценкам экспертов, сосредоточено до восьмидесяти процентов денег всей России, а в руках столичных либералов находится мощнейший медийный ресурс. Получается, они могут купить, что и кого угодно, и убедить простодушное население даже в том, что каждого крестьянина обязательно сделают английским лордом. Короче, все силы брошены на то, чтобы превратить Московскую область в своеобразный придаток столицы, а население Подмосковья – в обслуживающий персонал для нужд «сильных мира сего». Так что сегодня, понимаем мы это или нет, идет разговор о будущем нашей земли, каждого из нас.
Разговор о взаимоотношениях между Москвой и Московской областью возник едва ли не сразу же после начала пресловутой «перестройки». Довольно долго столица просто пыталась навязать свою волю области, полагая, что именно Москва является хозяйкой всей России. Но, в конце концов, этот диалог удалось перевести в правовое русло. В 1999 году была создана рабочая группа из представителей правительств столицы и Подмосковья, которая должна была разработать документы по уточнению границ между субъектами федерации. В 2004 году рабочая группа получила статус постоянной комиссии по согласованию этих границ. Существует и другой орган, занимающийся решением общих вопросов – объединенная комиссия Московской городской думы и Московской областной думы по координации законотворческой деятельности.
Как видим, работа идет. Но состоит она, к сожалению, только в том, что областные чиновники пытаются образумить своих столичных коллег и хоть как-то умерить их аппетиты. Московские бюрократы, теснейшим образом связанные с городским бизнесом, делали и делают все, чтобы отнять у Подмосковья наиболее прибыльные предприятия. И убивают, таким образом, двух зайцев сразу: и денег в их карманах будет много, и областные власти лишатся средств на социальные программы, а значит, легче будет убедить население в необходимости «слияния»!
Примеров такого рода – сотни. Взять, хотя бы, конфликт вокруг аэропорта «Шереметьево». Речь, как не трудно догадаться, шла о сотнях миллионов рублей, которые аэропорт выплачивает в бюджеты разного уровня, а также контроле над инфраструктурой, транспортом и многими другими «сладкими» кусками «Шереметьево». Столичные законодатели, под руководством г-на Платонова, быстренько сварганили закон, по которому… передали аэропорт Москве. Областное правительство выразило вполне законное недоумение и обратилось в суд, который совершенно четко определил территориальную принадлежность «Шереметьево».
Но московские законодатели так плохо разбираются в географии, что до сих пор – согласно городским законам, картам и т.д. – считают, что аэропорт находится в черте столицы. И это, поверьте, не топографический кретинизм, а обычный и, в общем-то, правильный расчет. За наполнение бюджета, за новые финансовые возможности нужно бороться! Вот только хотелось бы, чтобы эта борьба все-таки велась по правилам. Ну, с уважением к сопернику, с признанием того, что шесть миллионов жителей Московской области тоже нужно кормить. А то ведь что получается: мы отнимем у Подмосковья все, что приносит деньги, будем выплачивать своим ветеранам всякие надбавки, и, одновременно, дразнить подмосковных пенсионеров – мол, хотите жить так же, присоединяйтесь к нам. А хватит ли на всех, мужики? Может, потом дойдет очередь и до Твери, и до Калуги?
Причиной очередного разбирательства стала МКАД. Вернее, не сама дорога, которая, бесспорно, принадлежит Москве, а 45-метровая полоса отвода по внешней стороне кольца. Все мы знаем, что именно на этой территории располагаются многочисленные торговые центры, автомобильные заправки, рестораны, рынки и т.д. и т.п. Сложно даже приблизительно назвать сумму налогов, которые выплачивают эти коммерсанты. Но доподлинно известно, например, что только «Ашан» каждый месяц передает в казну тридцать миллионов рублей.
И вот наши столичные соседи, пряча плутоватые глазки, начинают разговор о том, что, дескать, это все наше, отдайте… Вся эта, по сути, интервенция проходит под благородным лозунгом об окончательном установлении границ между Москвой и Московской областью. Г-н Платонов, наигранно выражая недоумение, говорит о том, что вообще не понимает, о чем идет речь. Мол, от отсутствия границ страдают рядовые граждане, возникают многочисленные недоразумения и даже ошибки. А налоги, по нынешнему законодательству, коммерсанты могут платить по выбору: хоть в Москву, хоть в Уссурийск. Этот наивный аргумент даже опровергать почему-то не хочется – сложно представить себе бизнесмена, который откажет Юрию Михайловичу в «просьбе» заплатить налоги именно туда, куда нужно. Зато очень даже понятно, какая судьба ждет этого незадачливого предпринимателя…
Объективно, всем этим «недоразумениям» дал новый импульс не слишком удачный федеральный закон «Об организации органов местного самоуправления». Напомним, что после принятия этого во многом непоследовательного и совсем неоднозначного законодательного акта в Московской области были созданы 378 муниципальных образований – вместо 72 бывших районов. А это означает не только многократное увеличение армии чиновников, но и качественно новые полномочия, которые получили некогда заштатные «местные руководители». Речь идет не только о формировании бюджетов и новых топографических планах, но и об определении цен на землю, как потенциального источника доходов. Вот и получилось, что в тех четырнадцати районах, которые непосредственно граничат с Москвой, приходится пересматривать многие уже достигнутые договоренности.
Скажем, возникли довольно большие проблемы в Долгопрудном и Люберцах. В Люберцах вообще дело дошло до полной нелепицы. В прошлом году Московская областная дума своим законом изменила границы Люберецкого района, по каким-то причинам не включив в его состав целую улицу – Инициативную. Скорее всего, речь идет об обычном разгильдяйстве, но жителям этой улицы со столь красноречивым названием действительно пришлось проявлять инициативу, чтобы выяснить, на чьей же, собственно, земле стоят их дома. Пока, правда, их усилия ни к чему не привели – Москва категорически не желает иметь с ними дела, а муниципальные власти никак не найдут достойного выхода из этой щекотливой ситуации. И что же это за бред получается – целая улица осталась, по сути, ничейной, и частные землевладельцы не могут оформить документы на свое имущество: видите ли, никак не найдется хозяин этой территории…
Впрочем, все это, как вы понимаете, еще цветочки. Главная, стратегическая цель – те самые сорок пять метров около кольцевой дороги. Столичные власти окопали какой-то, еще советский документ, который, вроде бы, разрешает отвод сорока пяти метров от оси дороги «для технического обслуживания трассы». Речь, по-видимому, идет о постановлении Совета министров СССР от декабря 1984 года «Об установлении городской черты г. Москвы». Но позвольте, господа хорошие, с того времени жизнь наша довольно сильно изменилась, и нет никаких оснований считать, что во времена Константина Устиновича Черненко можно было четко определить отношения между столицей и Подмосковьем в XXI веке. Выглядят такого рода ссылки, честно говоря, довольно смешно. И потому позицию областного правительства, которое готово выделить Москве – именно для «технического обслуживания» - один метр своей территории с внешней стороны кольца выглядит вполне реалистичной и обоснованной. А все остальное – это уже почти открытое посягательство на собственность Московской области, то есть, на наше с вами имущество и деньги. Ведь «в сфере влияния» столицы могут оказаться, по самым скромным подсчетам, два с половиной десятка крупных объектов, которые приносят в областную казну сотни миллионов рублей. А это, между прочим, наши пенсии, пособия, новые школы, больницы и стадионы. Что, вот так, запросто, и отдать все это «доброжелательным партнерам»?..
Видимо, понимая всю слабость своей позиции, столичная бюрократия разработала целый план отчуждения у области этой вожделенной зоны. Для начала департамент земельных ресурсов Москвы разработал красивый планчик границ города и отправил его «на согласование» в областное правительство. Там, судя по всему, все были просто потрясены: спорные вопросы москвичи «решили» исключительно в свою пользу, а сегодня они выражают артистичное удивление: как же так, мы все приготовили, а нам не отвечают! Да в том-то и дело, что нужно не художественной графикой заниматься, и не ставить людей перед необходимостью «завизировать» московский взгляд на жизнь, а разговаривать, искать компромиссы, не забывая при этом, что имеешь дело с равным по статусу – таким же субъектом Российской Федерации…
В конце концов, справившись с возникшим волнением и некоторой растерянностью, столичные власти начала атаку с другой стороны. Мол, мы готовы на все, только отдайте, пожалуйста, эти сорок пять метров! Дело дошло до того, что москвичи даже согласились уступить области четыреста гектаров земли при условии «положительного» решения «дорожного» вопроса. Вы представляете? Город, в котором, как нас уже широко оповестили, строить жилье просто негде, готов отдать огромный кусок земли за… тоненькую полоску вдоль кольцевой, на которой, конечно, будут возведены отнюдь не жилые дома. И что это будет за земля? Откуда она возьмется? Может, Подмосковью хотят всучить Бутово, Жулебино или Зеленоград?..
Кстати, уже упоминавшийся нами г-н Лебедев, скорбно глядя в телевизионную камеру и рассуждая о единственной возможности решить жилищную проблему в столице, в качестве таковой видит только объединение Москвы и Московской области. Так может, забыть о землице вдоль кольцевой, а на оставшихся в сохранности четырехстах гектарах и решить эту самую «жилищную проблему»? Видимо, ни самого нашего «народного избранника», ни его соратников и врагов из столичного правительства вопрос обеспечения москвичей жильем, на самом деле, не волнует. Это – просто повод для того, чтобы приступить к реализации своих далеко идущих планов. А также еще одно свидетельство искренности, глубокой порядочности и крайней щепетильности всего столичного бомонда и лично г-на Лебедева.
В этой непростой ситуации очень хотелось бы пожелать успеха подмосковным чиновникам. Потому что, в данном случае, речь идет не только и не столько о личном авторитете, популярности или даже деньгах. Главное – определяется путь, по которому пойдет Подмосковье. Сегодня, по большому счету, тот самый редкий случай, когда интересы бюрократии и народа совпадают. Не отдадим родное Подмосковье!