МЖД запустила подмосковные электрички Пассажиров обманывают в кассах, а контролерам спускают нереальный план по отлову "зайцев"
О приключениях безбилетников, которых на железной дороге ежедневно задерживают сотнями, но меньше их не становится, мы уже рассказывали. Теперь корреспондент “МК” выяснял, какие сюрпризы поджидают тех пассажиров, кто, не желая “терять лицо”, то есть подлезать, перепрыгивать, пристраиваться, перебегать и т.п., приобретает законный проездной документ на электричку.
Главное — не впасть в детство
У одной из пригородных билетных касс Курского вокзала становлюсь свидетелем разговора: “Детский до Серпа и Молота, пожалуйста”, — наклоняется к окошку мужчина средних лет, протягивая деньги. “А где ребенок-то?” — интересуется кассир, внимательно разглядывая покупателя и его окружение. “Какая разница, мне заранее билет нужен, — заметно нервничает человек. — А ребенок придет позже”. “Вот когда ребенок будет, тогда и билет выдам”, — сказала как отрезала кассир, и возмущенный покупатель пошел искать правду в вышестоящей инстанции.
Интересуюсь у работника кассы, насколько правомерен ее отказ в выдаче билета, ведь ситуации бывают разные. Она объясняет, что на самом деле нет такого пункта правил, чтобы не выдавать пассажиру детский билет, мотивируя это отсутствием ребенка. Некоторые пассажиры, зная об этом, настаивают (вплоть до скандала) на выдаче билета и благополучно проходят по нему через турникет (т.е. за минимальную цену). А потом в кассу поступают жалобы от разъездных билетных кассиров, которые уже в электричке, проверяя наличие билета, обнаруживают у солидных дядь и теть детские проездные. Поэтому кассиры стараются хоть как-то отсеять “предприимчивых” пассажиров. “Раньше мы на обратной стороне таких билетиков даже писали “по просьбе пассажира”, — рассказывает кассир Ольга Филиппова. — Ведь тогда человек, если его отловили контролеры, уже не сможет заявить, что он ни при чем и что детский билет кассир выдал по ошибке”.
— К сожалению, бывают и другие варианты, — комментирует ситуацию старший билетный кассир Курского вокзала. — В конце прошлого года в нашей структуре были сразу уволены четыре работника кассы, которые в расчете на невнимательность пассажиров вместо обычных пробивали людям детские билеты, а разницу в цене забирали себе.
В ходе проверки ревизоров насторожил тот факт, что кассир выдавал за смену 50—60 детских проездных документов, что в десять раз превышает среднюю норму. Как оказалось, кассиры использовали и другие хитрости. Например, забивали цену на билете ниже, чем заплатил пассажир, указывая другую (более ближнюю) зону или выдавая неполный билет (вместо “туда и обратно” только “туда”). “Они были уверены, что человек не станет разглядывать цифры и знаки на проездном документе, и в этом не ошиблись. Люди у кассы билеты не проверяли. Нарушения выявляла в основном только ревизорская проверка, инициированная порой после обращения обманутых людей, — рассказывает старший кассир. — Честно говоря, и сейчас пассажиры подходят с такими жалобами, есть даже случаи, когда кассиры, выдавая сдачу, обсчитывали человека на сто и более рублей. В такой ситуации самое главное — поймать работника “за руку”.
По словам старшего кассира, среди работников кассы встречались и те, кто был не прочь заработать на чужой беде. Вот типичный случай, когда человек по рассеянности забывал социальную карту в кассе, потом, спохватившись, возвращался к окошку, где в ответ ему незамедлительно заявляли: “Ничего не видели, ничего не знаем”. Таким образом, у кассира появлялась возможность штамповать безденежные билеты и продавать их пассажирам. В прошлом году такие эпизоды имели место.
Льготные проблемы
Уже в начале февраля в пригородных кассах столичных вокзалов и остановочных пунктов на разных направлениях подмосковным льготникам регионального уровня на поезда “Спутник” оформлялись только разовые билеты. А 4 марта на станциях появились объявления, что теперь вместо абонементов получателям социальных льгот будут выдаваться только разовые билеты в день поездки даже на обычные электрички. “Всякий раз, когда подхожу к кассе — жду сюрпризов. Теперь вот придется отстаивать бесконечную очередь за билетом, — рассказывает получатель социальных льгот Тамара Дмитриевна из города Железнодорожного. — Все понятно, что это делается в целях экономии областного бюджета. Но почему тогда на момент “озвучивания” этой новости не открыли ни одной дополнительной билетной кассы, чтобы не было давки и лишней траты времени?”
“Помимо того что я отстаиваю очередь за билетом в кассу у себя на станции, по приезде на конечную остановку меня прессуют еще 20 минут в толпе на выход в город”, — рассказывает пенсионер из Солнечногорска. Действительно, на Ленинградском вокзале в часы пик ситуация “пиковая”.
А вот на Курском вокзале, где выход к метро был еще тесней, после неоднократных стычек пассажиров с руководством, предъявления порванных пальто, курток и норковых шуб, ссадин и синяков людям все же пошли навстречу. С раннего утра и до обеда ворота на выход в город всегда приветливо распахнуты. Работники вокзала рассказали, что такое “нововведение” продлится скорее всего до запуска новой турникетной линии. Ее планируют открыть в конце весны.
Свою “трогательную заботу” МЖД проявила по отношению к студентам и учащимся. В пригородные кассы из Центральной дирекции по пригородным перевозкам в феврале поступила телеграмма о выдаче этой категории льготников проездных документов только при наличии социальных карт студента или учащегося, где должна быть забита льгота на проезд по железной дороге. Как выяснилось, на момент выхода новых правил выдачи у многих учащихся этих карт либо не было вообще, либо соответствующая льгота не была отмечена. “К нам в кассы даже обращался возмущенный представитель руководства одного из столичных вузов, к которому периодически приходили со слезами на глазах студенты и просили разобраться с “железнодорожной” проблемой, — рассказывает старший билетный кассир Курского вокзала. — Я звоню в дирекцию с вопросом, куда детей отправлять, чтобы льготу оформить, а они не знают”. Пришлось старшему кассиру просить своих сотрудников выдавать ребятам льготные билеты, забивая в компьютер необходимые данные вручную. А на других вокзалах, как оказалось, более жесткие требования: нет карты со льготой — бери полный билет. “До сих пор непонятно, где я могу оформить льготу, а оплачивать проезд полностью для меня накладно, — рассказывает Антон, студент гуманитарного вуза. — Поневоле пришлось стать “зайцем”.
“Ходим по лезвию ножа”
Разъездные кассиры-контролеры “Транссервиса”, курирующие электрички Горьковского направления, рассказали, что условия, в которых им приходится работать, приближены к экстремальным. В электричках больше половины пассажиров едут без билета. “Во-первых, в конце года нам повысили норму сданной выручки. Если я не обеспечу в кассу — 115 тысяч рублей в месяц и более, получу минимальную зарплату — три с половиной тысячи, — рассказывает разъездной билетный кассир Ирина. — Мы вынуждены брать подработки, работать в выходные и праздничные дни, чтобы выполнить план”.
“Люди в последнее время стали более агрессивные, ходим по лезвию ножа. С пассажирами происходят ежедневные стычки. Если я вижу, что человек наэлектризованный, хамит и обзывается, лучше отойду и связываться не буду, — подхватывает разговор коллега Ирины. — В прошлом месяце подвыпившая семейная пара на станции Павловский Посад выкинула на платформу из вагона нашу сменщицу — разъездного кассира Галину. Хорошо еще, что пассажиры заступились: скрутили дебоширов, сорвали стоп-кран и оказали контролеру первую помощь. А вообще синяки, ссадины, оскорбления — привычное для нас дело”.
Оказалось, что самые опасные электрички для контролеров — это Петушки, Крутое, Захарово и т.п. В прошлом году разъездные кассиры, чтобы обезопасить себя, даже скидывались кто сколько может и приглашали себе в помощь (в основном для проверки вечерних электричек) представителей транспортной милиции. Тогда и пассажиры охотней раскошеливались, и можно было спокойней работать.
Ложка дегтя к празднику
8 марта, 12.40, электричка Москва—Клин. Атмосфера в вагоне как никогда праздничная: тонкий аромат духов вперемежку с цветочным благоуханием, нарядные представительницы прекрасного пола воркуют с галантными кавалерами, пассажиры шутят и смеются. В вагон то и дело вваливаются продавцы журналов, мороженого и всякой всячины, входят люди с гармошками и гитарами, поют песни, читают стихи — в общем, ехать интересно и весело. Где-то в районе Химок среди пассажиров возникает неожиданная суета: люди вскакивают с мест и начинают движение в другие вагоны. В проходе возникает толкотня, одни идут по течению, другие, как лосось на нерест, против течения.
Всем становится понятно, что к нам приближаются контролеры. На очередной остановке за окнами электрички уже “идет свое кино”: на платформе мелькают каблуки, букеты, ноги в ажурных чулках, вот женщина в “интересном положении”, переваливаясь из стороны в сторону и придерживая пальто, стремится успеть доковылять до ближайшей двери поезда — люди бегут вдоль состава, пытаясь миновать контролеров.
А оставшиеся притихшие пассажиры в вагоне настороженно встречают двух борцов с “зайцами” в форменной одежде с нашивкой “ООО “Кевлар” и эмблемой с двумя скрещенными топориками. Контролеры торжественно входят в вагон, победоносно оглядывая присутствующих. Кто-то из пассажиров негромко произносит: “Даже в советское время работало негласное правило — на праздник никаких проверок, чтобы не портить людям настроение”. В атмосфере вагона запахло “напряженкой”, праздник испорчен, контролеры неспешно начинают проверку. Дальше — без комментариев.
Московский Комсомолец
Дата: 18.03.2009 09:28
Дата: 18.03.2009 09:28
Комментарии: 0
Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям