Выживут ли негосударственные школы в Московской области?
Напомним, что в 2004 году в закон «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми финансирование негосударственных учебных заведений не гарантируется государством, а является правом субъектов РФ. Так с 1 января 2005 года аккредитованные негосударственные образовательные учреждения в большинстве субъектов нашей страны перестали получать бюджетное финансирование. Эта ситуация озаботила не только директоров и учителей школ, но прежде всего родителей учащихся.
Негосударственные образовательные учреждения – это детские сады, школы, вузы, центры дополнительного образования. Именно эти заведения быстрее всех остальных реагируют на изменения в современной жизни, меняя методики обучения, закладывая основу развития будущего страны. С 1995 года негосударственные учебные заведения первыми стали разрабатывать образовательные программы, приобрели опыт управления финансами. Участие родителей в образовательном процессе больше ощущается именно в негосударственных школах. С их стороны поступают требования не только качественных знаний, но хорошего воспитания. Зачастую такие школы создают свой неповторимый образ выпускника. Но только 10% от общего числа негосударственных образовательных учреждений – элитные школы. Остальные – учебные заведения для детей с ограниченными возможностями и конфессиональные школы. Именно здесь ощущается острая нехватка денежных средств.
Наталья Крюкова, учредитель автономной некоммерческой образовательной организации «Центр дополнительного образования «Академия детства», рассказала на состоявшейся пресс-конференции о том, что при государственном финансировании покрывались расходы на летние отпуска учителям и арендная плата. Сейчас многим школам приходится занимать на это деньги, иначе не выжить. Но это тоже очень непросто, если учесть расходы на безопасность, налог на землю. Поэтому необходим серьезный проработанный план действий, комплексная государственная программа поддержки образовательной системы в РФ.
Язык цифр говорит, что в стране более 800 негосударственных школ, из них 220 находятся в Москве, а 80 в Московской области. Около 70 тысяч учащихся и более 40 тысяч педагогов заняты в этих школах.
Член общественной палаты РФ Любовь Духанина поделилась мнением о том, что частные школы входят в систему образования России наравне с государственными. Все они носят общественный характер. Источники финансирования школ одинаковы: бюджет, дотации со стороны родителей и работа в рамках грантов. Поэтому «не следует делить школы на государственные и негосударственные, детей на государственных и негосударственных». А вопросы финансирования решать на уровне аккредитации.
Прокуратура Московской области оценивает ситуацию иначе, считая, что Московская область не имеет права осуществлять бюджетное финансирование аккредитованных негосударственных школ. Снижение доходов школ, в связи с высокой платой за образование и отказ родителей платить, не может являться основанием для возмещения расходов по организации образовательного процесса за счет бюджетных средств. Это стало известно из письма прокурора Московской области от 19.12.2005.
Олег Смолин ныне заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке занимается защитой негосударственных учебных заведений. Именно он в 1992 году был одним из четырех разработчиков закона «Об образовании». Смолин пытался сохранить статью 40 «О приоритетах образования». На конференции он подчеркнул, что налог на прибыль, имущество и землю приведёт к неминуемому повышению платы за обучение. Это не в состоянии осилить школы, созданные для детей с ограниченными возможностями, православные школы. Предлагалось принять закон о сохранении налоговых льгот, но он был отклонен Комитетом по образованию. Между тем по результатам исследований, проведенных Левада-центром, 92% населения проголосовали бы «за» этот закон, в случае проведения референдума. Олег Смоли считает, что Государственная Дума 4 созыва – наиболее антисоциальный парламент, не отражающий настроения граждан. Заместитель председателя ГД РФ по образованию и науке готов воспользоваться правом законодательной инициативы и подготовить соответствующий законопроект. Уже была создана общественная организация «Образование для всех», которая будет заниматься проблемой негосударственных учебных заведений.
Сторонники бюджетного финансирования негосударственных школ усиленно читают Конституцию, международную Декларацию по правам человека, ищут статьи, пункты, поправки, которые помогли бы им отстоять свою точку зрения и как-то изменить ситуацию. Так президент Ассоциации негосударственных образовательных учреждений и организаций Московской области (АНОМО) Гавриил Поляковский заметил, что по Конституции РФ (ст.43) каждому дается право на образование, и Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования. Тем не менее, частные школы до сих пор приравнивают к коммерческим организациям. Поэтому в Московской области эти учебные заведения поддержку государства не получают.
Все же некоторые регионы РФ нашли выход из сложившейся ситуации. Это Москва, Санкт-Петербург, Липецкая область, Краснодарский край. В городе Елец финансируют заработную плату и аренду в негосударственных школах. А пока директора и учителя недоумевают, почему в Липецкой области сумели решить проблему, а в Московской области нет.