Битва за Москву
Железнодорожники признают, что принимаемые меры - пуск новых поездов и сокращение интервалов в движении - проблемы не решают.
Осторожно, двери не закрываются. Каждое утро на пригородных станциях электрички, идущие в Москву, приходится буквально брать штурмом. Некоторые в вагон вообще не попадают - приходится пропускать по два-три поезда.
Самыми напряженными являются Ярославское и Рязанское направления. Станцию Люберцы пассажиры вообще прозвали "бешеная остановка". Железнодорожники пытаются решить эту проблему уже давно - пускают новые скоростные поезда, сокращают интервалы в движении, расширяют перроны. Пока не помогает. "Я как-то зимой 45 человек насчитал в маленьком тамбуре", - рассказывает один из пассажиров.
Днем поезда на этих направления практически пусты. Час пик наступает в половине восьмого утра. А к девяти огромная волна жителей Подмосковья начинает захлестывать уже метро.
В наше время свое знаменитое "Прибытие поезда" братья Люмьер, наверняка, снимали бы на одном из московских вокзалов. Получилось бы не менее драматично. В час пик электрички подвозят сюда столько пассажиров, что люди иногда просто не вмещаются на платформу.
Это явление называется маятниковой миграцией. Люди, живущие близ крупного мегаполиса, стремятся и работать в большом городе. Разница в заработной плате слишком соблазнительна. Они готовы проводить по два часа в электричке, но хотели бы делать это в более комфортных условиях. При этом железнодорожники честно предупреждают: дальше будет только хуже.
"С точки зрения пропускной способности сделано практически все, добавить что-то уже невозможно, для этого нужно строить дополнительные пути, - говорит исполняющий обязанности начальника по пассажирским перевозкам Московской железной дороги Олег Прохоров. - Это очень проблематичный вопрос, поскольку застроено всё, и сейчас, наверное, эта проблема уже решена быть не может".
По оценкам московской службы занятости, каждый день в столицу на работу приезжает около 800 тысяч жителей Подмосковья. Причем это весьма приблизительные данные. По другим оценкам, - больше миллиона. Интересно, что не только высокие заработки гонят людей в Москву.
"В Москве и легче найти работу, и выбор больше. Москва - это такой достаточно замкнутый конгломерат, где можно найти работу, - объясняет начальник отдела информации управления Федеральной государственной службы занятости населения по Москве Андрей Гринберг. - А в области эти вакансии разбросаны. Представляете себе расстояние между, скажем, городом Озеры и Дмитровом или Клином?"
Где родился, там не пригодился - в ближайшее время жителям Подмосковья придется жить по такой формуле. Возможно, после завершения знаменитого плана вывода промышленных предприятий за пределы города эта ситуация изменится, но пока миграционный маятник раскачивается все сильней.