Все ветераны войны должны быть равны
Обращение депутатов Московской областной Думы к Председателю Правительства Российской Федерации Фрадкову М.Е.
Уважаемый Михаил Ефимович!
В Московскую областную Думу поступают многочисленные обращения от участников Великой Отечественной войны, указанных в подпункте «з» пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» (проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период), ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, с жалобами на ущемление их прав в части выплаты им дополнительного ежемесячного материального обеспечения (установленного Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363) в размере 500 рублей, в то время как всем инвалидам Великой Отечественной войны дополнительное ежемесячное материальное обеспечение установлено Указом Президента Российской Федерации в размере 1000 рублей.
В подпункте «а» Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 рублей установлено «инвалидам Великой Отечественной войны» без деления их на отдельные категории, что полностью соответствует положению статьи 15 Федерального закона «О ветеранах», согласно которой участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) предоставляются права и льготы инвалидов войны.
Такой подход к определению сферы действия льгот, предусмотренных статьей 14 Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов войны, был закреплен в Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 ноября 2000 года №69.
Однако на сегодняшний день участникам Великой Отечественной войны (указанным в подпункте «з» пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), ставшим инвалидами вследствие общего заболевания и других указанных причин, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выплачивается в размере 500 рублей, как военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363).
Такое толкование нормативных положений подпунктов «а» и «б» Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 снижает уровень социальной защищенности одной из категорий участников войны, указанных в подпункте «з» пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», ставших инвалидами, и грубо нарушает их права.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобы отдельных граждан, являющихся участниками Великой Отечественной войны (указанные в подпункте «з» пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах») и имеющих инвалидность вследствие общего заболевания, в своем Определении от 4 апреля 2006 года № 89-О отметил, что государство не может произвольно изменять уже признанный им статус таких лиц и уменьшать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности. Участники соответствующих правоотношений должны быть уверены в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано. В противном случае новое правовое регулирование будет означать отмену для них прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с положениями статей 1, 19, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в этом же Определении указал на то, что выявленный конституционно-правовой смысл законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Просим Вас принять срочные меры по внесению изменений (дополнений) в Правила выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2005 года № 273) с целью исключения возможности неоднозначного толкования правовых норм Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и восстановления прав участников Великой Отечественной войны (указанных в подпункте «з» пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), имеющих инвалидность, на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения, установленного Указом Президента Российской Федерации в размере 1000 рублей.
Дата: 08.12.2006 09:32