Малаховка обетованная
Рядом с православным храмом и синагогой в легендарном дачном поселке встанет мечеть.
На сайте Малаховки вывешено сообщение о намерениях мусульман построить здесь мечеть. Полгода назад в поселке отметила новоселье местная еврейская община, вместо сгоревшей синагоги отстроившая новый общинный центр. Недалеко от него принимает православных прихожан возрожденный храм Петра и Павла. На первый взгляд известное каждому москвичу стародачное место становится территорией межконфессионального равенства и братства. Так ли это, выясняла на месте обозреватель "Недели" Наталья Давыдова.
Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России Равиль Гайнутдин уже обратился к Владимиру Ружицкому, главе Люберецкого района, на территории которого расположилась Малаховка, с просьбой выделить мусульманам участок земли. Житель Малаховки с 32-летним стажем Фаиль Ибятов - доцент МГУ, автор книги "Татары Подмосковья", а по совместительству руководитель религиозной общины мусульман Люберецкий район Подмосковья - отправил официальное послание главе администрации поселка Александру Автаеву.
Не дадут земли, сложимся и купим
- Ответ отрицательный. Нам объяснили, что земли для мечети в Люберецком районе нет, - сообщает он. - Будем добиваться, чтобы участок все-таки выделили. Не получится, сложимся и сами купим. Не только татары, но и башкиры, дагестанцы, азербайджанцы, ингуши, аварцы...
Локомотив, конечно, татарская община. Соплеменники Фаиля Ибятова, как можно прочесть в его книге, давно и прочно обжили Подмосковье, в том числе окрестности Казанской железной дороги, особенно станций Малаховка, Удельная и Ильинское. К примеру, в соседнем с Малаховкой поселке, где еще при царях начали выращивать норку и ондатру, сегодня больше тысячи татар - подмосковных жителей в третьем и четвертом поколении. В Люберецком районе сохранивших татарский язык и традиции около четырех тысяч - рекорд для районов Подмосковья. Костяк мусульманской общины обитает как раз в Малаховке.
Для мечети требуется как минимум 10 соток, а продается малаховская земля по цене 20-30 тыс. долларов за одну.
- 300 тысяч долларов за участок - это, конечно, слишком. Мы готовы купить землю у администрации, но не по рыночным ценам, - сокрушается руководитель мусульманской общины.- У нас есть готовые проекты, можно сказать, типовые, опробованные в Башкирии и Татарстане. Имеется подрядчик - "Татнефть", готовый дать строительные бригады и взять на себя расходы. Загвоздка только с землей.
В других подмосковных районах (всего их в Мособласти 38) уже пошли навстречу мусульманам, рассказывает он. Правда, им достаются не райские кущи, а чаще всего участки под стихийными свалками, которыми завалено все Подмосковье. В Орехово-Зуеве в таком месте выстроили мечеть, и в ней за 10 лет образовалось чуть ли не пять тысяч прихожан - на пятничный намаз помещение не вмещает всех молящихся. Мусульманской общине Звенигорода участок достался тоже не из лучших, но зато больше 20 соток. Удалось даже разместить кладбище.
- Мечеть нужна не только для пятничных намазов, - поясняет мой собеседник. - Откроем два класса - по изучению арабского языка и основ ислама. Откуда преподаватели? Будут приезжать из Москвы, из центрального муфтията.
Постигать основы веры и совершать намаз в Малаховке можно и сегодня - в сентябре на втором этаже старого здания администрации на улице Южной открылся офис религиозного общества мусульман Люберецкого района. В соседях у него рекламная фирма, агентство недвижимости и детский клуб. Прямо за стенкой - редакция местного еженедельника "Малаховский вестник".
Мечеть рядом с лаврой
Хозяин 18-метровой комнаты с компьютером и телефоном - Равиль Рахманкулов, по светской специальности преподаватель русского и литературы. Мечеть, говорит он, место окультуривания. Многие гастарбайтеры считают себя мусульманами, хотя часть из них - вчерашние пастухи без образования и знаний. В мечети их будут просвещать не самоучки, а выпускники Московского исламского университета, который окончил и он сам. Эти высокообразованные люди научат многим полезным вещам, в том числе как вести себя на том же рынке.
Когда люди приходят сюда на пятничный намаз, руководитель офиса надевает тюбетейку, а поверх обычной одежды что-то вроде куртки свободного покроя и превращается в имама - священника, имеющего право вести молитву. В воскресной программе - изучение арабского и татарского языков и основ ислама. В первую неделю пришло всего три человека, на прошлой неделе - уже 15.
- На 15 миллионов столичного и 10 миллионов областного населения приходится 2,5 миллиона только учтенных мусульман. А сколько еще неучтенных? Но в Москве всего 4 мечети, - возмущается имам Равиль. - В Пекине их 80, в Париже и Лондоне - несколько десятков. Поэтому по большим праздникам, которых у мусульман всего два в году, у московских мечетей давка.
В Подмосковье, по его словам, небольших мечетей и молельных домов уже примерно два десятка: в Ногинске, Наро-Фоминске, Звенигороде, Купавне, Подольске... В поселке Родники маленькое помещение площадью пять на десять метров, открытое для верующих только по пятницам, содержит на личные сбережения пенсионерка. Строится мечеть в Солнечногорске. В Балашихе верующие выкупили для молельного дома 300 кв. метров бывшего магазина в пятиэтажке. Мечеть на небольшом участке в шесть соток появилась даже в Сергиевом Посаде, по соседству с Троице-Сергиевой лаврой.
Малаховские жители, считает Равиль Рахманкулов, против мусульман ничего не имеют.
- Население относится лояльно. Мы ни от кого не скрываемся, в местную газету даем еженедельные объявления о том, что проводим занятия. Ни одного звонка с угрозами не поступало. И с местной синагогой у нас хорошие отношения - они нас понимают.
"Делали для себя, получилось для всех"
- Поддерживаем абсолютно, - одобряет планы мусульман почетный председатель еврейской общины и почетный житель Малаховки Михаил Глимчер.
Старожилы помнят, что до войны в этом дачном поселке жили три тысячи татар. После войны их тоже немало приехало - тогда здесь строились два завода, превратившие окрестности в странную смесь элитного предместья с рабочим поселком. Да и Москву тогда отстраивали, так что рабочие руки были в дефиците. Сколько их сейчас, не знает никто. Официально все население городского поселения, как называется теперь Малаховка, - 18 с половиной тысяч. Хотя кто в это поверит, если в 1950-е, когда подмосковных дачников регистрировали, летом число обитателей поселка увеличивалось до ста тысяч.
- Получить землю в Малаховке действительно непросто - на все разрешения и оформление 10 соток под новый общинный центр ушло больше двух лет. Зато вот она, малаховская достопримечательность, - корреспонденту "Известий" показывают солидное здание с кованой оградой и охранником у ворот.
- Никакой дороги здесь не было, только свалки и грязь. И света не было. А теперь люди идут по чистой освещенной улице. - Михаил Глимчер демонстрирует подступы к общинному центру. - Делали для себя, а получилось для всех.
Двухсветный молитвенный зал небольшой, на 70 человек. Еще 30 метров и столько же мест на балконе, где обычно сидят женщины. Есть библиотека, кухня и столовая, комната, где будут вести бесплатный прием больных...
Новый центр - не чета прежнему бревенчатому, почти без окон, что возвели в 1932 году на дачном участке на улице Лермонтова. По документам строение проходило как сарай для хознужд. Владелец участка по имени Нуэх Альтерман строил молельню на средства религиозных евреев двух поселков - Томилина и Малаховки. И даже заключил на этот счет неофициальный договор. Но, попав под бдительное око НКВД, решил подпольную синагогу прикрыть. Удивительно, но спор Альтермана с общиной в итоге рассматривал Люберецкий суд. Он и передал спорное строение в собственность горжилуправления, что, впрочем, не помешало использовать его по прямому назначению еще почти 70 лет, до пожара в ночь на 10 мая 2005 года. Как выяснило следствие, поджег синагогу наркоман, заметавший следы кражи. А повязали его в храме Петра и Павла, куда он залез следом.
Дорога к Петру и Павлу
В 1938-м двух священников этого храма расстреляли на Бутовском полигоне под Москвой.
- В числе полутора тысяч погибших в Бутове священнослужителей я нашла имена Сергея Лебедева и Петра Маркова - оба из нашей церкви Петра и Павла, - вспоминает Татьяна Гордеева, директор Музея истории и культуры поселка Малаховка. - В мартирологе полигона мы обнаружили и Нуэха Альтермана.
У малаховской деревянной церкви - своеобразного памятника эпохи модерна - в 1930-е снесли купола, а внутри устроили сначала швейную мастерскую для детского дома, потом показывали кино и устраивали танцы. Возрождать храм начали в 1990-е, но трехъярусную колокольню восстановили года два назад.
- К началу перестройки в храме размещалась мебельная мастерская, ее директора звали Владимир Ильич, - уточняет Михаил Глимчер. - О судьбе этой церкви рассказывал "Малаховский вестник", который я в те времена редактировал. Статья называлась "Еще одна дорога, не ведущая к храму", в ней рассказывалось о молодой женщине "в красной косынке", которая прошлась по поселку и собрала подписи, что храм в Малаховке не нужен. Когда номер вышел, в редакцию пришли местные жители. Рассказали, что кара Божья - трагедии и гибель - преследуют эту семью уже три поколения.
- Вы спросите, почему я так близко к сердцу принимаю эту историю? - задумывается почетный председатель еврейской общины. - Моя бабушка жила на Украине, в селе Симаковка Житомирской области. Когда туда пришли немцы, ее убили прямо на пороге. Было лето. Люди, наверное, боялись подойти. А местный священник ее, неправославную, подобрал и против правил положил в приделе храма. Так что я отдаю долги.
Рядом живем - рядом ложимся
В середине 30-х малаховские жители отправились к Калинину просить, чтобы у еврейской общины был на общем местном кладбище свой участок. Сегодня между ним и общей "православной" частью, где лежит немало атеистов, стена, по сторонам которой идут разные службы, управляют разные директора.
На общем участке похоронен старец Мартирий.
- Он поминал расстрелянного Николая Второго и его семью, за что в советское время подвергался преследованиям. Прошел лагеря, остался жив. Сегодня его могила считается чудотворной, помогающей верующим - маленькая местная достопримечательность, - сообщает Татьяна Гордеева.
Еврейское кладбище, как положено, в субботу не работает. Здесь глухое ограждение со всех сторон, охранники и собаки - деньги дает отстроивший еврейский общинный центр предприниматель Каплан. Защищаются от хулиганов, от тех, кто может свалить памятник, - случалось это, кстати сказать, и на правой, и на левой стороне.
Вдоль стены, которая отделяет от общего кладбища еврейскую часть, - 18 татарских могил. Так когда-то провели границу и отрезали землю. Захоронения в порядке, в любое время сюда могут прийти родственники усопших.
- Меня как-то спросили телевизионщики: "Вам не кажется странным, что эти 18 могил на вашей половине, хотя у татар уже есть отдельный участок", - вспоминает Михаил Глимчер. - А я им сказал: "Все нормально, рядом живем, рядом ложимся". А что, разве не так?
Год назад в подмосковных Люберцах состоялся первый форум народов Люберецкого района. На нем выяснилось, что в городе и соседних поселках живут представители сорока национальностей. Присутствующих призывали к сплочению - всем люберецким народам надо держаться вместе. В Малаховке таких мероприятий не устраивают, держатся пока и так n
* * *
Звездные дачники
Новые обитатели Малаховки, обнаружив, что купили дом в интереснейшем месте, звонят в здешний музей и заказывают экскурсию. В ознакомительном маршруте - два десятка достопримечательностей, включая дом Михельсона, на заводе которого стреляли в Ленина; дачу, где два года жил Суриков; дом, где летом 1925-го, в последний год своей жизни, бывал Сергей Есенин. Часто за нынешними заборами ничего не разглядишь, кроме верхушек зданий, так что экскурсантам прямо у заборов демонстрируют исторические фото.
О многом вообще можно только рассказать. Например, в Малаховке жили будущие Эльза Триоле и Лиля Брик (в те времена еще сестры Каган) - здесь умирал от рака их отец. Но как показать эту дачу, где молодой Маяковский впервые увидел Лилю (ухаживал он тогда за Эльзой), если в переписке сестер нет конкретного адреса? Или взять поселок НКВД, разместившийся в советские времена на землях здешних дореволюционных меценатов братьев Соколовых, один из которых основал знаменитый Летний театр. После войны на одной из закрытых дач поселка проживал пленный Паулюс - малаховский старожил написал в мемуарах, что мальчишкой через дырку в заборе наблюдал за немецким генералом, которого знал в лицо каждый советский школьник. А на другую секретную дачу в 1960-е наведывался Рамон Меркадер - Герой Советского Союза, в августе 1940 года зарубивший ледорубом Льва Троцкого. Но эти исторические объекты и сейчас скрыты от любопытных глаз.
К владениям звезд новейшей малаховской истории экскурсии можно не устраивать. К примеру, особняк бывшего главы Люберецкого района, построенный на месте бывшего дома пионеров, и так знает каждый. Как и другое выдающееся сооружение - выросший прямо у железной дороги гигантский домище с застекленным верхом, куда его владелец, предприниматель с говорящей фамилией Чудаков, по слухам, взгромоздил бассейн. Хозяина уже нет в живых. Малаховцы любят повторять фразу, которую, рассказывают, бросила на похоронах его мать: "Кому нужны две тысячи метров, если хватило двух?"
* * *
В поисках Шагала
То, что Марк Шагал перед отъездом в 1922 году из России два года жил в Малаховке и преподавал рисование беспризорникам, - известный факт. Но местные историки до сих пор спорят, в каком именно доме жил художник. Одни считают, что в бывшем доме купца Борисова на Пионерской улице, где в советские времена находился детский дом, а сейчас располагается филиал гимназии - наследницы знаменитой дореволюционной. После революции в Малаховке основали сразу 14 детских домов - большинство располагалось в шикарных домах, хозяева которых были изгнаны либо эмигрировали. Их окрестили Малаховским детским городком. Однако в поселке имелась еще детская еврейская трудовая колония имени III Интернационала, основанная по личному указанию Луначарского, где преподавание велось на идиш. Жительница Малаховки, вышедшая замуж за ее воспитанника, на склоне лет вспоминала, что деньги на нее давали американцы. Заокеанский посол регулярно посещал Малаховку и фотографировался с юными колонистами. Именно в этой колонии и преподавал Марк Шагал, живший где-то по соседству. В книге "Моя жизнь" он подробно описал, как добирался домой от станции, - упомянутый дом Борисова под это описание не подходит. В анкете 1920-х годов в графе "Место жительства" Шагал указал: "Малаховка, дом Соколова". Не исключено, что это сохранившийся, но перестроенный дом купцов Соколовых на Республиканской улице, 14, в пяти минутах от колонии. Хотя у них имелись еще четыре дома.
week.izvestia.ru
Дата: 19.10.2010 11:20
Дата: 19.10.2010 11:20
Комментарии: 0
Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям