Мусорный ветер
Помойки, свалки, мусорные кучи на пустырях давно стали привычными ориентирами, запоминающимся элементом городского пейзажа. К слову: упомянутые места официальными зонами складирования бытовых отходов не являются. То есть, по санитарным правилам, здесь в помине не должно быть никакой помойки. Однако мусор копится годами. Тот самый, который вы вчера случайно выбросили мимо урны, когда допили пивко с чипсами, прогуливаясь с друзьями после работы…
Окинешь взглядом из окна Красногорскую или улицу Митрофанова - и поневоле холодной волной грусти нахлынет ностальгия по советским временам, когда каждый год в двадцатых числах апреля всем миром мы выходили на субботник. И город чист. И населению, честно говоря, становится как-то неповадно мусорить. Ведь потом самим же и гнуть спину в выходной, разгребая с метлой да лопатой последствия собственного разгильдяйства.
Хорошо забытое старое
В те же советские годы в каждом населенном пункте огромной страны не было ни клочка земли, за которую никто не отвечал. Чистота придомовой территории – за хозяином. Любая многоквартирная застройка обихожена дворниками (правда, о добросовестности последних можно долго спорить, и все же…). А каждое предприятие или учреждение контролировало порядок на прилегающем к своим сооружениям пространстве.
И зачастую очень строго контролировало! Век не забыть, как однажды в Жуковском выброшенная в неположенном месте смятая бумажка стала для меня причиной, – ни много ни мало, – привода в милицию, штрафа и сообщения нашему ректору факта, что среди его студентов есть такие вот негодяи…
Конечно, я не призываю вернуться к подобной практике. Как известно, одними дисциплинарными мерами никого к аккуратности не приучишь. А вот ответственность за порядок в городе – как личную, так и коллективную, воспитывать надо.
Недавно на расширенном совещании по вопросам благоустройства глава Люберецкой городской Администрации В.А.Михайлов предложил, фактически, вернуться к некоторым благим традициям прошлого. Например, сделать так, чтобы «ничейной» земли, на которой, как правило, «заводятся» стихийные свалки, в нашем городе просто не было. Уточнить границы ответственности, чтобы каждому было понятно: это вот заводская территория, это – муниципальная, а там, за забором –- земля частного предпринимателя или домохозяина… Может, в самом деле, мусорить на улицах станет просто негде?
Кроме этого, совещание наметило еще весьма обширный комплекс мер по благоустройству Люберец. Провести месячник наведения порядка с постоянными рейдами-проверками, как идут дела. Заключить договора между Администрацией и транспортными предприятиями о вывозе мусора. Нанять дополнительную рабочую силу - дворников, уборщиков, водителей. Установить новые контейнеры и урны в разных частях города. А для того, чтобы на все это хватило денег – увеличить выделение средств на благоустройство из городского бюджета и привлечь спонсоров из числа богатых людей нашего города.
Суждено ли сбыться этим продуманным и, не побоюсь этого слова, выстраданным планам? Ведь не от одних же властей все зависит…
Проверено: мин нет
Узкая пыльная тропка вьется вдоль железнодорожного полотна по жиденькой лесопосадке. Назвать парком или бульваром эту скромную полоску зеленых насаждений по левую руку от улицы Электрификации поблизости от станции Панки просто не поворачивается язык. За деревьями проносятся по шоссе автомобили. А под ногами хрустит битое стекло. Бутылки везде – на бугристой обочине, у корней под каждым деревцом, на крохотной детской площадке, под каждой из немногочисленных скамеек, под железнодорожной платформой и на насыпи.
Ассортимент пристрастий своих сограждан бригадир уборщиков с железной дороги, назвавшийся Олегом, изучает во время сортировки мусора. Сегодня с раннего утра без малого двадцать душ взрослых, сильных парней без устали орудуют метлами и граблями. Пытаются хоть как-то привести в порядок неширокую полоску земли вдоль насыпи.
– Почти бесполезное занятие, – сокрушается Олег. – Позавчера уже часть мусора вывезли, а потом пришла электричка – и хоть снова начинай. Каждое второе лицо мужского пола выходит из поезда с баночкой или бутылочкой. И хоть бы один, допив, донес свою тару до контейнера!
– А ты, дарагой, сам бы донес? – усмехается в усы рослый дворник-гастарбайтер, – ближайший контейнер – за полкилометра, в соседнем дворе. И тот уже полон до краев, дня три, наверное, не забирали!
Судя по короткому опросу местных жителей, предпринятому на улице Электрификации вашим корреспондентом, большинство населения полагает, что урн и контейнеров у станции и во дворах катастрофически не хватает. Кто-то даже пошутил, что местные власти, наверное, опасаются диверсий. Так вот, в парковой полосе вдоль улицы Электрификации диверсий не ожидается. Проверено: мин нет. Их просто некуда подкладывать. Единственный обнаруженный мной мусорный ящик у скамейки поблизости от спортплощадки набит настолько, что еще один предмет туда просто не поместится.
В редакцию «Люберецкой газеты» поступило уже около десятка сигналов от активных граждан, проживающих на Пионерской. Письма и телефонные звонки чаще всего содержат одну и ту же просьбу: обратиться с газетных страниц к руководству местного жилищно-коммунального хозяйства. Чтобы ответственные лица обратили внимание на бедственную ситуацию с вывозом хлама. А заодно пусть бы мы напомнили частникам-неряхам, что за сор на улице поблизости от предприятия Законом предусмотрено наказание в виде штрафов. Причем, немалых… Надеемся, эти строки сейчас читают и директора торговых точек, и владельцы автомастерских, и начальники транспортных контор, занимающихся вывозом мусора.
К несчастью, грязи у нас действительно хватает: и у станции Люберцы-2, и на улице Транспортной, где вдоль забора многочисленных автомастерских можно закопать в хламе хоть ящик динамита, хоть атомную ракету… А окрестности станции Панки, кажется, невозможно привести в порядок и силами целой роты дворников. Какой пластиковый пакет способен выдержать гору ржавого железа вперемешку со строительной арматурой, отслужившими срок частями электровозов и пружинами соседского дивана? Здесь уже просто огромные емкости нужны, да и грузить придется экскаватором… И таких мест в городе еще немало.
Там, где не сорят
…Олег и его собеседник работают бок о бок, но их бригады подчиняются разным ведомствам. Здесь, по этой посадке, проходит граница разделения сфер влияния. Ближе к рельсам за порядок отвечает железная дорога. У шоссе – город. А мусор бросают все.
Вдоль проезжей части медленно движется огромный оранжевый мусоровоз. Двое ребят в пропыленных спецовках и оранжевых жилетах споро подхватывают пухлые черные полиэтиленовые мешки, до отказа набитые собранным сором, грузят в контейнер. Одно движение мощного манипулятора – и содержимое очередного мешка, словно в прорву, забрасывается в разверстый кузов. Но шеренга мешков кажется почти бесконечной, и до обеденного перерыва еще далеко. А черный плотный пластик хоть и предназначен специально для сбора отходов, еще и рвется без конца.
– Раньше на предприятиях плакаты висели: «Чисто не там, где убирают. А там, где не мусорят». Очень правильная мысль. Жаль, что люди это все давно позабывали. Никому ничего не надо! Шел, ел мороженое, скомкал обертку, запустил в кусты! Мол, дворники есть, пусть собирают, им за это зарплату платят…
Угрюмый монолог уборщика с железной дороги, конечно, содержит всем известный набор прописных истин. Но кажется, слишком многим нашим землякам отнюдь не грех их напомнить…
Дата: 25.04.2007 09:47