СТОП НАРКОТИКАМ
СТОП АБОРТ
Регистрация на Люберецком портале
Личные данные
11 Сo

ветер:3.1 м/с [SSE], давление: 767 мм рт. ст.
Коренной житель города Люберцы Коренной житель города Люберцы Коренной житель города Люберцы
Портал города Люберцы: новости, форум, работа

История города Люберцы

По пятой ревизии (1794-1796 г.г.) в Люберцах проживало 207 мужчин и 225 женщин.

В 1803 году в журнале "Вестник Европы" писатель и историк Н.М. Карамзин опубликовал статью "Путешествие вокруг Москвы". В ней немалое внимание уделил нашему селению. Это была первая корреспонденция о Люберцах. " Я с удовольствием вошел и в сад, - писал Карамзин, - где гулял некогда Меншиков, храбрый, искусный генерал и великий человек в несчастий. Никаких следов его не осталось в сей деревне". При желании и вы, дорогие читатели, можете пройти по тем дорожкам, где прогуливался по саду Меншиков, а позднее Карамзин, - это городской парк.

Отечественная война 1812 года оставила свой след в истории нашего города. 1 сентября 1812 года начальник главного штаба генерал-майор Ермолов подписал диспозицию на 2 сентября: "1-я и 2-я армии выступают в 3 часа пополуночи по Рязанской дороге к деревне Панки... Главная квартира быть имеет в дер. Панки".

Вся территория нынешнего города была занята военным лагерем. Солдаты ночевали в наспех устроенных шалашах, варили кашу на кострах, воины поили лошадей в Люберке. Среди отступивших была кавалерист-девица Надежда Дурова и командир роты Александр Фигнер, который, переодевшись в штатское, вернулся в Москву, вынашивая дерзкий план: убить Наполеона. Немало совершил он отчаянных диверсий, прославился как отважный партизан, но главной своей цели не достиг: с Наполеоном ему не повезло. Надежду Дурову Кутузов взял в свои адъютанты.

Население встретило отступающие войска хлебом и солью. "Я остановился в каком-то крестьянском доме, - записал в походном дневнике молодой офицер Александр Чичерин. - Мне было отрадно провести среди крестьян этот, казалось, последний день России... Повсюду я находил гостеприимство... Крестьянин, пославший двух сыновей защищать Москву, сложивший уже свои пожитки в телегу, все же захотел непременно накормить меня; вся семья засуетилась, мою лошадь отвели в стойло, старались предупредить все мои желания..."

А в покинутой первопрестольной разгорался жуткий пожар. Его пламя освещало весь путь до Люберец. "Свет от сего пожара был такой яркий, что в 12 верстах от города я ночью свободно читал какой- то газетный листок, который на дороге нашел". Это из воспоминаний Н. Муравьева.

В Панках и Жилине Кутузов обдумывал знаменитый Тарутинский марш-маневр. Получив передышку в Люберцах, русская армия переправилась через Москву-реку и, скрываясь за Боровским курганом, двинулась к Тарутино. Французы на несколько дней потеряли ее из вида, предполагая, что русские отступили на Бронницы и далее на Рязань.

Жители ушли в партизаны. Собираясь в небольшие отряды, вооруженные, чем попало, топорами и дубинами, они нападали на французских фуражиров и уничтожали их.

"В деревне Вохрине и сельцах Лубнине и Выткарине (Лыткарине), - сообщала газета "Северная почта", - жители, вооружаясь против небольших неприятельских отрядов, часто оные истребляют".

Памятью об Отечественной войне 1812 года могли бы служить названия наших улиц. Но только нет у нас ни Кутузовского проспекта, ни улицы имени кавалерист-девицы Надежды Дуровой. Зато есть Шоссейные, Южные, Строителей... Каких строителей?

Примечательной вехой в истории Люберец явилась прокладка железной дороги Москва-Рязань. Люберчане стали самыми первыми свидетелями движения по ней. Пробный рейс от Москвы до Раменского по недостроенному еще пути был совершен 21 января 1862 года. Газета "Московские ведомости" сообщила: "Приятно было видеть, как на дороге, где мы останавливались один раз для забора воды, крестьяне соседнего села Люберец поднесли распорядителям хлеб-соль в изъявление своего удовольствия, что видят движение по дороге, которая им, как ближайшим жителям, обещает наиболее выгоды".

Железная дорога в какой-то мере определила будущее Люберец. 11 июня 1860 года началось строительство железной дороги от Жулебино до Панков.
После пуска поездов до Коломны - в 1862 году и до Рязани - в 1864-м население стало быстро расти, сдвинулась с места торговля, появились зачатки промышленности, возникли вокруг дачные поселки. Конечно, этому способствовала и отмена крепостного права - Манифест от 19 февраля 1861 года. Начинает развиваться и грамотность. Первая школа для детей открылась в 1875 году. Через три года из нее выделилось женское училище.

В 1881 году в черте города Люберцы действовало 4 картофельных завода. Вырабатывали сырую картофельную муку, которую сбывали на паточный завод в Москве.

Все это вместе: близость к огромному городу, удобное железнодорожное сообщение, обилие источников воды, наличие свободных рабочих рук привлекло внимание капиталистов, в частности, иностранных. Германский подданный Карл Вейхельт 22 июля 1899 купил у люберчан более 14 десятин земли и начал строить завод паровых машин.

Но начавшийся промышленный кризис 1900-1903 года сделал его банкротом. Недостроенный завод был продан 17 августа 1901 года американскому бизнесмену Томасу Пурдэ.

Завод, переименованный новым хозяином в “Нью-Йорк” стал выпускать воздушные тормоза для вагонов.

Завод ГЛЗ им.Ухтомского награжден тремя орденами "октябрьской революции".

16 июня 1902 года (29 по новому стилю) состоялось торжественное открытие завода с названием "Нью-Йорк". Он выпускал тормоза к железнодорожным вагонам.

Рабочие завода активно участвовали в первой русской революции. Десять дней над Люберцами развивался красный флаг (7-16 декабря 1905 г.). Станки остановились. Был создан Совет рабочих депутатов. Улицы патрулировались дружинниками. Часть люберчан влилась в боевую дружину машиниста Ухтомского. Крепость на колесах совершала героические рейсы от Москвы до Полутвино, разоружала полицию, устанавливала власть повстанцев. 14 декабря 1905 года, когда поезд Ухтомского возвращался в Москву, он был обстрелян казаками, находящимися в засаде.

Машинист проявил волю и бесстрашие. Под яростным огнем противника Ухтомский остановил поезд, дал ход назад и развил необыкновенную скорость, что грозило взрывом котла. Около двухсот дружинников были спасены.

На подавление восстания из Петербурга в Москву прибыл отборный лейб-гвардии Семеновский полк. 17 декабря карательный отряд под командованием полковника Римана с артиллерией и пулеметами обрушил на Люберцы свой удар. Были расстреляны рабочие завода Волков, Лядин, Дубинкин, крестьянин Киселев, помощник начальника станции Смирнов и другие. Был арестован и Ухтомский. На месте казни он вел себя как герой. Капитан Майер, лично руководивший расстрелом, был очарован его личностью. Ухтомскому предложили завязать глаза. Он отказался, говоря, что встретит смерть лицом к лицу. А также отказался повернуться спиной к солдатам...

Ухтомский молча смотрел на приготовления, потом обратился к солдатам: "Сейчас вам предстоит обязанность исполнить долг согласно вашей присяге. Исполните его честно, так же, как и я исполнял честно долг перед своей присягой; но наши присяги разные. Капитан, командуйте!"

Раздался залп... Ухтомский остался недвижим со скрещенными руками на груди. Ни одна пуля его не задела. Раздался второй залп - и он упал на снег!...

Так рассказал о смерти машиниста Ухтомского журналист В. Владимиров в книге "Карательная экспедиция лейб-гвардии Семеновского полка в декабрьские дни на Московско-Казанской железной дороге", М., 1906. Возможно, журналист немного приукрасил события. В то время все зачитывались книгой Э. Л. Войнич "Овод". Некоторые детали гибели революционеров Овода и Ухтомского совпадают.
Имя Ухтомского носит Люберецкий завод. В Москве и других городах есть Ухтомские улицы. Железнодорожная платформа Подосинки переименована в Ухтомскую. Долгое время существовал Ухтомский район, теперь он Люберецкий. Городская газета называлась "Ухтомский пролетарий", затем "Ухтомский рабочий", потом "Люберецкая правда". Летал самолет его имени, ходила электричка, демонстрировался фильм "Машинист Ухтомский". О нем написаны стихотворения, поэмы, повести, драматические произведения.

Но всему свое время. В 27 томе Большой Советской энциклопедии 3-го издания даже имя его дано неправильно: надо Алексей Владимирович, а написано Александр...


Ухтомского считали эсером; на железных дорогах влияние эсеров было значительно. Но скорее всего прав журнал "Былое", опубликовав вскоре после смерти Ухтомского, что ни к какой политической партии он не принадлежал.

Пурдэ тоже не выдержал конкуренции, и в 1910 году Люберецкий завод приобрела "Международная компания жатвенных машин в России". С тех пор у предприятия новый профиль: производство сеноуборочной техники.

Февральскую революцию люберчане встретили восторженно. Из подполья вышли различные партии.

Октябрьская революция 1917 года разделила страну на белых и красных, началась гражданская война, кровопролитная, жестокая... Победу одержала партия Ленина. В Люберцах большевиков возглавил И. Н. Миритеев. В ноябрьские дни 1917 года люберецкий красногвардейский отряд сражался против белогвардейцев на баррикадах Москвы. В боях погибло трое бойцов: Кириллов, Захаров, Зубарев. Гробы с их телами несли из Москвы в Люберцы на руках, гремела музыка, произносились речи. На люберецком кладбище дали троекратный салют. Похоронили их в братской могиле, где уже лежали Ухтомский и его боевые соратники. А 1 мая 1918 года на месте их захоронения был, воздвигнут памятник на средства, собранные народом. 13 ноября 1917 года состоялись и другие, "чужие", как писали газеты, похороны, тоже в братской могиле, но без музыки и салюта, и памятника им не ставили. Нельзя быть героем, сражаясь против отечества... В гражданскую войну люберчане сражались на разных фронтах, несли потери. В боях погиб Иван Куракин. Его именем названа улица в Люберцах.

Портал города Люберцы и Люберецкого района

Дата: 08.01.2005 03:52
Комментарии: 0

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 5 минут
Комментарии отсутствуют
По теме

RSS
Портал города Люберцы © 2003 - 2016 Правовая оговорка
Поможем детскому дому